воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Дюссельдорф, 23 января (05 февраля) 2012 года, воскресенье

Божественная Литургия в русской церкви Дюссельдорфа в этот солнечный морозный воскресный день.



Воскресная служба была посвящена собору новомучеников и исповедников Российских. В этот день по всей православной России поминались усопшие, пострадавшие в годину гонений за веру Христову.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы  в Дюссельдорфе народу, как обычно, было столько, что маленький храмик не мог их всех вместить. Службу возглавил протоиерей Петр Карпинский  в сослужении со священником Алексеем Рыбаковым. Им помогал диакон Михаил Холмецкий.

С небольшой проповедью на немецком языке выступил отец Петр, разъяснив суть сегодняшнего евангельского чтения о мытаре и фарисее. На русском языке проповедь прочитал священник Алексей Рыбаков. Приводим её самую важную по значимости часть:

"…Не случайно само слово "мытарь", т. е. "сборщик податей" являлось в древнем Израиле чуть ли не ругательным. Мы видим, что даже в иерусалимском талмуде написано, что и пёс и мытарь оскверняют двор Дома Божьего одинаково. 

И вот фарисей, который горделиво стоял в храме, хвалил себя в своей молитве тем, что обращал внимание на то, что он три раза в день ходит в храм. Что это был за такой обычай? Ко времени пришествия на землю Господа и Спасителя нашего в иудейской среде сложился обычай совершать трёхразовую дневную молитву: утреннюю молитву шахари, дневную молитву митха и вечернюю молитву маариф. И вот во время одной из таких молитв как раз и хвалит себя фарисей, говоря о том, что совершает молитву три раза в день. 

Хвалит себя и тем, что совершает пост два раза в неделю, хотя согласно древнему иудейскому ветхозаветному закону всего один день был уготовлен для поста, в день так называемого Йом Киппура, дня искупления, в который люди облачались в белые одежды, не вкушали ни еды, не пили воды и старались совершить глубокую молитву. Но, как мы видим, фарисей хвалит себя тем, что он превосходит праведность Закона Божьего. И даже словами о том, что даёт десятину за всё, что приобретает, он продолжает себя хвалить. Дело в том, что в Законе Моисеевом были названы вещества, за прибыток с которых человеку вовсе не нужно было давать такую десятину. Например, за доход с продажи мяты или тмина или других пряностей. А этот фарисей хвалит себя тем, что он давал десятину и с того, что по закону от этой десятины было исключено.

И Господь обращает внимание на второго человека. На мытаря, который зашёл в этот храм, на человека, который был известен (или казался всем людям известным) своей неправедностью. И этот человек совершал молитву, боясь поднять глаза вверх и только ударяя себя в грудь и повторяя слова: "Боже, милостив буди мне грешному". 

И Господь задаёт вопрос всем тем, кто слушает Его: "Кто из этих людей вышел их храма более оправданным? Тот кто себя хвалил или тот, кто себя уничижал"? 

Слова мытаря не случайно слышатся нами во многих молитвах. "Боже, милостив буди мне грешному". И ни одна из наших молитв не рассказывает Господу о нашей праведности, ибо молитва фарисея не была молитвой, обращённой к Господу Богу. Это была молитва, обращённая фарисеем к самому себе. Во время этой молитвы он хвалил сам себя и старался показаться на фоне других людей более праведным. Его поведение не должно нас удивлять. И не удивляло на самом деле современников Господа, рассказавшего людям эту притчу. Мы можем найти в иерусалимском талмуде слова древнего раввина Янная, который пишет следующую фразу: "Господи, если и существуют на свете два праведных человека, то это я и мой сын. Если же на свете существует только один праведный человек, то это, скорее всего, я". И вот такое отношение фарисеев к праведности, самой идее оправдания и осуждается Господом Богом в этой молитве.

А теперь, дорогие братья и сестры, посмотрим на самих себя. В чём мы видим нашу праведность? Не бывает ли так, что помолившись или совершив некое доброе дело, мы начинаем хвалить себя так, как будто эта наша молитва или доброе дело являются нашим собственным достижением, а не происходят на самом деле по особой любви и по особому расположению к нам самого Господа Бога? У святого Иеронима Стридонского  есть чудесные слова: "Ворота в царство Небесное настолько низки, что их может пройти только человек, становящийся на колени." И вот Иероним Стридонский, приводя эти слова, как раз и говорит нам о том настроении нашего сердца, которое позволяет нам приблизиться к Богу. О том самом настроении, с которым и этот мытарь, этот сборщик податей, видимо поражённый чем-то глубоко в своём сердце и в своей душе, повторяет непрестанно "Боже, милостив буди мне, грешному".

Когда мы делаем то или иное дело и начинаем после этого хвалить себя или сравнивать себя с другими людьми, считать себя лучше других, нам необходимо в первую очередь представить, как мы выглядим по сравнению с Господом и его святыми.

Совсем недавно я ехал в Дортмунд по первому шоссе.  И на дороге среди пасмурной дождливой погоды на фоне лужайки выделялся белый фахверковый дом. Он показался мне действительно ярким белым пятном по сравнению с пасмурной погодой. Когда же я на этой неделе проезжал мимо того же самого места (когда уже ударил мороз и всё поле оказалось покрытым серебристым инеем), то дом, казавшийся ранее белым, выглядел серым и грязным. Вот точно также и наша душа в момент нашего духовного самообольщения может показаться белой и блестящей. Но если мы сравним нашу душу со святостью Господа Бога и святостью его святых, то нашей душе останется только со слезами воскликнуть: "Боже, милостив буди мне грешному!" Аминь".

Итак, с сегодняшнего дня начались подготовительные недели к Великому посту. И первая из этих недель - самая весёлая и простая: в среду и пятницу вообще отменены посты, поэтому предстоящая неделя (седмица) называется сплошной. Уж если даже монахам разрешается всю неделю вкушать сыр и яйца, то мирянам  разрешается всё в том количестве, которое примет тело. Пой и веселись, душе! К великому празднику святой Пасхи начинаем исход.

Фотоальбом события смотреть ЗДЕСЬ

Представлено: 
Потупин Алексей Александрович, 
23 января (05 февраля) 2012 года, 
Дюссельдорф-Бенрат




Комментариев нет:

Отправить комментарий